Как политика делит семью, показал фильм Виталия Манского …

Раньше дедушка был вне политики, а теперь не получается

В 2014 г. родные режиссера – в основном польско-литовского происхождения – оказались разделенными между украинской и российской государственностью. Не будучи по национальности этническими украинцами или русскими, они по привычке жили, не особенно задумываясь о национальной идентичности. Новая политическая реальность вынудила их начать самоопределение, обнажив старые, уходящие в глубокое прошлое противоречия.

Юным гражданам страны больше не о чем мечтать: они посвятили жизнь великому вождю

Как режиссер Виталий Манский обычно склонен к концептуальной резкости: снимая фильм «Труба», например, он проехал вдоль газопровода «Дружба» от Уренгоя до Кельна, сравнивая жизнь людей в Сибири и Европе. Или в фильме «Девственность» следил за тремя провинциальными девчонками, решившими продать в Москве свою невинность. Фильм про Северную Корею «В лучах солнца» он снимал по сценарию, утвержденному идеологами корейских спецслужб, но умудрился тайно вывезти неподцензурные «хвосты», предшествующие началу и концу съемок, благодаря которым стало ясно, что все происходящее перед камерой – обычная инсценировка.

А вот фильм про конфликт российской государственности с украинской идентичностью он снял совсем мягко, почти без комментариев. Манский просто поехал сначала во Львов, откуда родом, потом в Одессу, поговорил со своей мамой, с ее сестрами, с племянниками, с зятем, с дядьями. Благодаря деликатной камере замечательного оператора Александры Ивановой зритель как свой попадает в дома, открытые не для съемки, а для родного Виталика, видит людей, расположенных к откровенности. Впрочем, дальние родственники из Донецка «очень просили не приезжать», но Манский все же поехал «для полноты картины». География его поездок довольно широка: и Львов, и Донецк, и Одесса, и Киев, и Севастополь – одной из задач было представить украинскую жизнь более объемно, чем это происходит в средствах массовой пропаганды. Телевизор, кстати, является одним из важных персонажей картины, он работает фоном в каждом доме и в зависимости от позиции обитателей незаметно, но настойчиво предлагает ту или иную картину мира. Иногда, как у родни в Крыму, работают все каналы – и Новый год там встречают дважды, по Москве и по Киеву.

Preloader gallery

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Конечно, семейный ракурс выбран не случайно – через семейные отношения ярче проступает образ современной Украины. Вот одна мамина сестра, тетя Наташа из Севастополя, разговаривает по скайпу с другой, тетей Тамарой из Львова, они ссорятся, так как позиции по отношению к происходящему у них разные, но общее прошлое заставляет их делать попытки мириться, а понимание политических событий опять ссорит. В который раз они принимают решение «не говорить о политике» и все-таки снова и снова о ней заговаривают.

Кроме российского гражданства самого Манского никаких других следов участия в фильме России нет. Манский утверждает, что просил Минкульт о поддержке, но, когда получил отказ, все же начал снимать фильм, не имея никаких средств, кроме личных. Позже производство оплатили Украина, Латвия, Эстония и Германия. Прокатное удостоверение для показа в России выдали с большим опозданием, но картина все-таки вышла на наши экраны.

Вот кузен Игорь в Киеве проводит для брата экскурсию по дворцу Януковича, дивясь наборным паркетам, а племянница из Львова мечтает о времени, когда ее страна станет настоящей европейской. «Я за целостную Украину, но в армию сто процентов не пойду», – сообщает племянник из Одессы. А другой племянник, Женя, уходит в армию по призыву воевать с донецкими сепаратистами, которых всей душой поддерживает дед одессита, уверенный, что «это все американцы затеяли, чтобы разрушить Россию».

Люди живут в мире, который когда-то был общим, у них один язык, русский, одинаковый быт, те же фотографии на стеллажах, те же книги, похожие мебель, посуда, расположение комнат, но у них уже разные взгляды, и, как бы они ни бежали от политики, их дети, их внуки, принимая решения, оказываются в разных мирах. При этом никому не хочется войны, все хотят тишины, покоя, любви, мирно встретить новый год.

Виталий Манский заслужил восторги критики выдающимся профессионализмом

Кстати, тихий племянник Женя, отслужив положенный срок, остался в армии по контракту и сейчас находится в зоне АТО. Как сказал Манский в одном интервью, «люди оказались готовы не просто что-то написать в фейсбуке, а взять оружие в руки, сидеть в окопах. Ставить свою жизнь под угрозу». Но и с другой стороны оружие берут по доброй воле: «На юго-востоке Украины помимо военных, которые туда отправились по приказу, немалое количество добровольцев, и это абсолютный факт. Они готовы и убивать, и умирать за, как они себе представляют, некую независимость восточных территорий от Украины».

Выслушать всех, дать возможность людям выговориться, объясниться – для Манского основная цель фильма. Манский настаивает, что, несмотря на большой успех фильма в мире, главной аудиторией для него была российская публика: «Российские зрители в большей степени отравлены государственной пропагандой и как никто нуждаются в естественном, нормальном и спокойном осмыслении или хотя бы созерцании того, что происходит в реальной жизни».

Фильм-наблюдение, автор которого сознательно удерживается от прямых высказываний, – именно то, чему можно поверить. Вряд ли зритель после него изменит позицию, но на это Манский и не рассчитывает. Просто увидеть, что реальная жизнь сложнее, чем публицистика, – уже отличный результат.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>